Профессиональный стандарт педагога – основополагающий документ, содержащий совокупность личностных и профессиональных компетенций учителя. На основе нормативного акта будет проводиться аттестация педагогов с присвоением квалификационной категории. Также его нормы будут учитываться при приеме на работу в образовательные организации, во время создания должностных инструкций и при формировании норм оплаты труда. Профстандарт детализирует конкретные знания и умения, которыми нужно владеть педагогическому работнику, а также подробно описывает его трудовые действия. Они разделены по модулям, соответствующим различным предметным областям.Квалификация работника – это уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника. В профстандарте уделяется пристальное внимание работе учителей по выполнению программ инклюзивного образования, а также поддержке одаренных и социально уязвимых обучающихся. Красной нитью проходит обладание ИКТ-компетентностью, которая дифференцируется на три уровня:
Общепользовательская.
Общепедагогическая.
Предметно-педагогическая.
Новые компетенции педагога:
Работа с одаренными учащимися.
Работа в условиях реализации программ инклюзивного образования.
Преподавание русского языка учащимся, для которых он не является родным.
Работа с учащимися, имеющими проблемы в развитии.
Работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми учащимися, имеющими серьезные отклонения в поведении.
Профессиональный стандарт педагога содержит 4 раздела:
Общие сведения.
Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности).
Характеристика обобщенных трудовых функций.
Сведения об организациях – разработчиках профессионального стандарта.
Содержание профстандарта педагога отражает:
обучение;
воспитательную работу;
развитие (личностные качества и профессиональные компетенции, необходимые педагогу для осуществления развивающей деятельности);
профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы в начальной школе;
профессиональные компетенции педагога дошкольного образования (воспитателя), отражающие специфику работы на дошкольном уровне образования;
профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы учителя в основной и средней школе;
профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы учителя русского языка;
профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы учителя математики.