Музыкальный театр – популярное направление внеурочной деятельности, которое объединяет в себе различные виды искусства, создаёт в школе особую художественно-эстетическую атмосферу. Внутренняя природа театрального действия глубоко родственна принципам системно- деятельностного подхода. Она реализуется через эмоционально насыщенные, личностно значимые формы активного проживания художественных образов, идей и смыслов. В связи с этим данный вид творческого развития обучающихся является одним из наиболее эффективных способов и форм самопознания, самораскрытия, самореализации личности.
Практика работы школьных театральных коллективов показывает, что наиболее органичное и всестороннее развитие обучающихся обеспечивает постановка музыкальных спектаклей. Концептуальные идеи театральной педагогики не противоречат целям и задачам музыкального воспитания. Напротив, возникает синергетический эффект, обеспеченный единством сценического художественного образа и многомерностью его воплощения.
Деятельность школьного музыкального театра вносит большой вклад в реализацию программы воспитательной работы, открывает широкие возможности для самоорганизации обучающихся, проявления их активной социальной позиции. Внеурочные театральные занятия содержат в себе глубокий психотерапевтический потенциал, они способны выполнять функцию арт-пропедевтики (А. Мелик-Пашаев), предупреждения причин делинкветного поведения обучающихся.